Старый вопрос

       Почему всё-таки лампа? Уверен, многие пропустят этот материал хотя бы по  причине экономии времени. Для них здесь всё ясно. Ну, а для желающих ещё раз о вечной теме…


ВСТУПЛЕНИЕ

       Как-то, уже очень давно, я встретился у подъезда со знакомым музыкантом. Он - прекрасный вокалист, и сейчас, наверное, поёт в нашей местной команде. На вопрос о делах, я ответил, что делаю гитарные усилители. Ламповые.
       - Боже, какой отстой, позавчерашний день!!! – воскликнул он. – Да сейчас всё уже в процессорах есть, проснись! И круче! Заходи к нам, послушай…
       Я не зашёл. Конечно, он просто был не в курсе дел именно гитарных, однако это мнение бытует и шире, среди играющих на гитаре. В чём же дело?
       Я думаю, первое – это цена. Всё-таки, не всем по карману и не у всех есть желание платить за хороший ламповый комб достаточно приличные деньги. Вот и начинаем с компромиссов и самооправданий – «а может, и не хуже»… «Да и вообще, круто, есть цифровые эффекты». «Куплю пока этот, а там посмотрим»…
       Затем идёт поиск достоинств. Мол, на чистом яснее, острее, шумов меньше. А перегруз злой, колючий, агрессивный. Прибираем верх, закрываем глаза на остаток «песка» - и жизнь становится лучше!..
       Но у людей творческих задачи не стоят на месте. Со временем транзисторный комбик становится тесен для реализации желаемого. А примерив имеющийся арсенал к звуку любимой группы начинаем видеть разницу… На очереди «серия номер два».


ПОИСК

       Она начинается с перебора десятка известнейших брендов на лампах и их цен. Настроение падает, смотрим б/у. Но что именно выбрать? Пред или комбо? Разные ламповые аппараты имеют свой, часто узнаваемый звук. Мелко-крупнозернистые перегрузы, хорошая атака, низастый кранч, кристалл на чистом… Как говорится, на любой вкус. А только сориентироваться в этом без опыта трудновато. Вот почему и говорю - «поиск…» Я знаю людей, которые всерьёз подзабросили музыку в угоду ПОИСКУ СВОЕГО ЗВУКА. Это может продолжаться долго, а может стать и делом жизни. Зависит от требовательности к себе. Однако, «пересев» на лампу, как правило, уже не возвращаются к транзистору. Почему?


ОГРАНИЧЕНИЕ

       Среди многих радиотерминов пожалуй, один, характеризует сущность ламповой гитары наиболее ёмко – амплитудное ограничение. Это то, что не позволяет микросхемно-транзисторным усилителям вести себя, как ламповые. Это та прелесть, прочувствовав которую, уже не желаешь с ней расстаться… Это плавный, регулируемый вход в перегруз, что-то между чистым и началом кранча, и влиять на это можно рукой! Процесс управляем!
       Итак, плавность начала перегруза. Если упрощенно посмотреть на транзисторную схему, то по мере возрастания амплитуды сигнала можно отметить период чистого звучания. И затем – резкий вход в ограничение. Кстати, полезная динамика всего этого процесса достаточно узка, и при сильном ударе по струнам мы услышим кратковременный «клиппинг», а за ним – вновь чистый звук. Иная картина с лампами. В той же ситуации, «рубанув» по струнам, мы не заметим никакой дисгармонии, - наоборот, со звуком произойдёт что-то приятное… Захочется чуть добавить гейна, и вот уже можно играть двумя тембрами – по прежнему чистым звуком и акцентированными залпами – по желанию! Диапазон звукоизвлечения возрастает, преамп становится частью инструмента.
       Меняем канал, добавляем гейна… В этот момент каждый преамп становится самим собой, занимает свою ячейку в многогранной палитре гитарного звука, иными словами, становится узнаваемым. Теперь уже не спутать Солдановский овердрайв с лидом от Энгла… Звучание гитары насыщено гармониками, они заметно прирастают по мере вращения ручки. На транзисторе этих прелестей нет.


ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕ

      Существует и ещё один весомый аргумент. Это – настроение. Пишут об этом немного, но немаловажным является и чисто психологический настрой гитариста. С повышением класса артист нарабатывает свои собственные приёмы игры. У каждого – свои. Есть даже те, что полностью неприемлют медиатор… И арсенал этих маленьких «хитростей» на лампе заметно богаче, как за счёт плавного входа в ограничение, так и по причине изменения атаки, компрессии, сфокусированности с приростом гейна. Всё это происходит объёмно и естественно. На транзисторном звуке формально мы получим аналог этих изменений, но суть их будет пластмасса и плоскость.